Главная / Экономика / Не нужен ли нам берег турецкий?

Не нужен ли нам берег турецкий?

Bcb9b20d3633f9316504fe332e0db5fd  1440xСегодня, 12:54Экономика

Сочетание слов «Турция» и «страхование» у большинства российских страховщиков вызывает прямые и недвусмысленные ассоциации с туристическим страхованием. Оно и понятно: турецкая Анталия уже много лет исполняет роль всероссийской здравницы, ежегодно принимая 2-3 миллиона наших соотечественников.

Однако Турция — это не только ценный актив для российского сегмента страхования путешественников, но и вполне самостоятельный и (что важно!) быстрорастущий страховой рынок, к которому стоит приглядеться повнимательнее.

Михаил Гришин (аналитическое агентство Front Analytics)

Несмотря на довольно динамичное развитие страхового рынка Турции, его доля в общих активах финансового сектора страны очень скромная – в 2016 году она составляла всего 4%. Турецкий рынок в целом довольно скромно смотрится и в мировых масштабах — 36-е место по размеру по итогам 2016 года, 60-е — по объему собираемых премий на душу населения (164 долл., что вчетверо меньше среднемирового показателя).

Однако уже в обозримой перспективе Турция может значительно укрепить свои позиции, превратившись в крепкого середнячка. Рынок страхования в этой стране растет впечатляющими темпами — всего за пять последних лет он увеличился более чем вдвое. Так, если в 2012 году совокупный объем собранных страховых премий составлял чуть менее 20 млрд турецких лир, то по итогам прошлого года — уже 46,5 млрд лир.

По скорости развития турецкий рынок страхования прочно обосновался в мировых лидерах — наряду с Китаем, Индией, Испанией, Мексикой, Вьетнамом, Индонезией и Марокко. И потенциал роста велик — доля страхового сектора в ВВП Турции составляет всего 1,55%, тогда как в среднем в мире этот показатель составляет 6,3%.

Конечно, здесь очень важно, с чем сравнивать. Турецкий рынок с его годовым объемом в 13 млрд долл. в сто раз меньше американского — мирового лидера в страховании. Но с нашей, российской «кочки», Турция выглядит вполне достойно, лишь на треть уступая нашей стране по количеству собранных страховых премий.

У российского и турецкого страховых рынков вообще много общего. Оба довольно быстро растут, имеют сопоставимую долю в ВВП (причем турецкие коллеги нас даже немного опережают) и занимают примерно одинаковые позиции по сборам на душу населения (Турция — 60 место, Россия — 63). То есть наши страны роднит низкий уровень развития страхового дела, а также высокие темпы увеличения рынка и большой дальнейший потенциал его роста.

Основным драйвером роста рынка последних лет как в России, так и в Турции является страхование жизни — объемы премий там выросли по итогам 2017 года на 55% и 35% соответственно. Проблемный сектор тоже один на две страны, и это — автострахование, приносящее хронические убытки участникам рынка. И у нас, и у турков продолжается консолидация сектора за счет ухода небольших игроков с рынка. Похожа и валютная ситуация — и рубль, и турецкая лира довольно быстро обесцениваются в последние годы к доллару.

Таким образом, в случае выхода на турецкий рынок наши компании быстро почувствуют себя в привычной обстановке, ведь с точки зрения страхования Турция — та же Россия, только сбоку. Однако стоит иметь в виду, что вход будет жестким — на турецком рынке уже активно хозяйничают крупные международные компании, поглощающие более мелких игроков, а сам рынок сильно консолидирован (топ-10 игроков держат в своих руках 82% страхования жизни, в остальных видах этот показатель составляет 75%). И хотя рентабельность страхования в Турции, как и у нас, нередко оказывается отрицательной, многие спешат занять долю этого многообещающего и густонаселенного рынка.

Источник

О


поделиться ссылкой на статью

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*